«Мы снова идём по целине»: депутат ЗС Дарья Эйсфельд о подводных камнях реформы здравоохранения

8 ноября, 11:45

В чем причина пробуксовки реформы медицинского обслуживания? Насколько социально ориентирован бюджет края? Какова судьба последних законотворческих инициатив фракции прикамских «эсеров»? Эти и другие вопросы «Звезда» задала депутату Законодательного собрания, руководителю фракции «Справедливой России» Дарье Эйсфельд.

Недофинансирование при «пилоте»

— Дарья Александровна, Законодательное собрание рассматривает проект бюджета края на ближайшее трехлетие. Как представитель комитета по социальной политике, на что вы обращаете наибольшее внимание?

— Наш бюджет имеет полное право считаться социально ориентированным. Доля расходов на здравоохранение, образование, социальную защиту и помощь в консолидированной казне в процентах у нас выше, чем в среднем по России, — более 70%. В крае строятся новые поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, ремонтируются действующие медучреждения, закупается и обновляется медицинское оборудование, сумма расходов на медобслуживание растет год от года. Но из-за того, что проблемы копились много лет, отрасль хронически недофинансирована!

Информация «снизу», от наших избирателей, расходится с данными, которые официально доносит до нас краевой минздрав. Например, онконастороженность — часть нашей национальной онкостратегии — становится бессмысленной, если в онкодиспансере гражданин с диагностированной болезнью 30 дней дожидается комиссии, а потом еще 30 ждет операции.

Сейчас в Пермском крае готовится очередной пилотный проект в части расходов на медицину. Подразумевается, что ряд социально значимых направлений, которые раньше финансировались напрямую из бюджета края — наркология, психиатрия, паллиативная помощь и другие — передаётся на финансирование по программе обязательного медицинского страхования из территориального ФОМС. Мы поручили правительству запросить опыт других регионов, которые уже опробовали описанную схему, однако нужно понимать, что мы в очередной раз шагаем по целине.

В то же время у нас есть серьезные опасения по срокам строительства социальных объектов. Ежегодно мы закладываем миллиарды рублей на строительство новых больниц, школ и детских садов, а в итоге видим исполнение бюджета по этим статьям на 50–80%.

Когда не важен инициатор

— Какова судьба последних законодательных инициатив фракции «Справедливой России»?

— На последних пленарных заседаниях важных для нас и наших избирателей законопроектов было два: о повышении минимальной зарплаты бюджетникам до уровня двух МРОТ и о возвращении прямых выборов глав. Оба они не прошли, их отклонили силами имеющей большинство фракции «Единой России».

Однако уже не раз бывало, когда отклоненные инициативы нашей фракции не были забыты и вносились на рассмотрение депутатского корпуса, но уже, например, губернатором. Так было с выплатами компенсации расходов на уплату взносов в фонд капремонта одиноким пенсионерам и малоимущим, с продлением срока выплат регионального маткапитала многодетным.

Мы не удивимся, если так случится и с последними нашими инициативами, и в будущем они будут приняты большинством. Для нас не важно, кто вносит законопроект, важно, чтобы делалось дело.

Необходим накопленный опыт

— Вернемся к теме доступной медицины, тем более что руководство государства не снимает руки с пульса отрасли, раз за разом устраивая мозговые штурмы стоящих перед здравоохранением проблем, в последнее время — проблем низового звена.

— Давно известно, что легче не допустить развития болезни, чем потом лечить ее. Так и в общих принципах здравоохранения: чтобы облегчить себе заботы о здоровье граждан, отрасли не мешало бы вернуться к накопленному ранее опыту — расширить разъяснительную работу.

Так, диспансеризацией сегодня охвачены всего 30% населения. Эта доля должна быть выше, поэтому необходим диалог и с работодателями. Мы как депутаты выслушиваем жалобы не только на власть и медиков, но и на руководство предприятий: не предоставляют положенный выходной для прохождения врачей, а это нарушение законных прав. Есть незадействованный резерв в лице профсоюзов.

На эти недорегулированные, в том числе с точки зрения законодательства, аспекты обратил внимание на площадке Общероссийского народного фронта Леонид Михайлович Рошаль. И он же верно заметил, что не будет долгожданного притока медицинских кадров в отрасль, пока к решению общенациональной задачи полноценно не подключатся органы местного самоуправления, несмотря на все их проблемы и ограниченность в средствах.

У нас в крае собственные программы выделения медицинским работникам жилья приняли пока всего восемь муниципалитетов! Главы кивают на скудные бюджеты, но удел слабых руководителей — разводить руками и ничего не делать. И вот чтобы таких было меньше и чтобы глава жил наказами населения — для этого и необходимы прямые выборы.

Игорь Карнаухов, фото из личного архива Дарьи Эйсфельд